Бещады - исчезающий сельский пейзаж

Сельский пейзаж, который я ношу под веками, - это деревянный дом с соломенной крышей или галькой, огороженный деревянным или плетеным забором. На заборе сушат глиняные и чугунные горшки, а затем кота. Рядом с забором пара желтых подсолнухов, красный мальва, розовые флоксы и желтая рудбекия, а также старый дуб или липа. За забором тихо растет старый фруктовый сад с яблоками, грушами и сливами. Сельский пейзаж - это маленькое, но ухоженное кладбище, расположенное в тени деревьев, деревянная церковь, которая многое помнит из истории села и его жителей: полевые или гравийные дороги, придорожные святыни и кресты, деревянные мосты и грохочущие деревянные колеса тележек лестничного цвета. коврики, пасутся лошади на лугах, коровы, овцы. Сельский пейзаж - это ласковые и трудолюбивые люди, суетящиеся на своих фермах от рассвета до заката, это картина сенокоса, сбора урожая и копания картофеля. Сельский пейзаж прекрасен для меня. В нем нет искусственности, нет лжи, нет места для китча. Все, что возникает в нем, рождено природой и трудолюбием многих поколений фермеров, вносящих вклад в драгоценное культурное наследие деревни.
Бещады - это земля, в которой разные народы и этнические группы сосуществовали веками. Это пограничный край многих культур и точка соприкосновения западной и восточной цивилизаций. Это земли, которые со всем своим культурным наследием в 14 веке были включены в польское государство и, вступив в контакт с новыми влияниями, создали уникальную культуру окраин. Поляки, русские, евреи и немцы жили здесь вместе. Как пишет Анджей Потоцкий: «Они встречались на городских ярмарках в Леско, Балигруде, Устшики-Дольне, Лютовиске и Воле-Мичове. В каждом из этих городов были свои церкви, церкви и синагоги. Их религия отличалась, но они ответили на вопрос о национальности: местные жители. Потому что каждый был из своего имущества, и это было на протяжении веков в Бещадах. В официальных газетах они писали: «Галичане, потому что Польше сказали, что это там, за Вислой».

Согласно современным знаниям, в Бещадах до 1947 года жили четыре этнографические группы: Бойков и Жемковье - русинские группы, Долиниани - смешанные группы с польскими и рутенскими чертами и погожанские - польские группы. Bojkowie, kemkowie, Pogórzanie и Dolinanie занимались главным образом сельским хозяйством, селекцией и лесопользованием. Они характеризовались богатой духовной и материальной культурой, разнообразными религиозными обычаями, костюмами, архитектурой домов и хозяйственных построек и стилем жизни, но они сосуществовали веками в гармонии, создавая культурный тигель на этих землях. Это сосуществование различных культур и обрядов имело место даже в одной деревне, где некоторые ходят в церковь, а другие - в церковь.
Сегодня трудно поверить, что их так мало, что их существование в первую очередь свидетельствует о фруктовых садах и старых колодцах, иногда обломках дома или церкви. Здесь и там будет сиять белая ветхая часовня, получая молитвы только от диких полей и лесных птиц. И там, 60 лет назад, была деревня, в которой жизнь 1000 жителей была бурной.

И там, 60 лет назад, была деревня, в которой жизнь 1000 жителей была бурной

Часовня в селе Троицкое, сегодня практически необитаемая.

Во время действия Вислы целые деревни были перемещены, здания были сожжены. Многие греко-католические церкви были разрушены намного позже, во время ПРЛ, которые боролись с религией, местной и этнической самобытностью и культурной самобытностью. Многие церкви были превращены в склады и конюшни для животных, многие были разрушены в плановой и организованной манере. Большая часть церкви была снесена в 1948-56 гг. Еврейские надгробия были забиты заболоченными дорогами до производственных предприятий, а старые польско-рутинские кладбища рассматривались как площадки для новых инвестиций и инициатив. «На Земле не так много мест, из которых бывшие жители были так сильно изгнаны и где их сотни лет следы были так успешно стерты. Сегодня евреи Бойково-надсанцев и Бещад - это далекая история », - пишет Анджей Потоцкий.

Православная церковь в Войтковой, используемая сегодня как римско-католическая церковь. Именно жители Войтека спасли ее от разрушения. Он относит архитектуру к гуцульской православной церкви. Гуцульский стиль считался национальным украинским стилем.

Православные церкви, которые мы видим сегодня, во многих случаях были «завоеваны» и защищены самими жителями, теми, кто остался здесь. В настоящее время они используются как римско-католические церкви, хотя они потеряли свой прежний характер. Но эти жемчужины народной плотницкой архитектуры также «зовут на помощь». Многие из них требуют немедленной реставрации и реконструкции, потому что объем реконструкции часто превышает возможности самих жителей.

Церковь в Лисковате. Много лет закрыто, нуждается в ремонте. Его масштабы превосходили возможности прихода, поэтому неподалеку была построена небольшая каменная церковь. И церковь стоит так, как она стояла ... Церковь в Лисковате Церковь в Гошовчике. Ремонт от жителей. В настоящее время используется как римско-католическая церковь.

Сегодня среди сорняков и деревьев трудно найти след греко-католического кладбища, и все же такое кладбище было обнаружено почти в каждой деревне. Практически не было деревянной усадьбы, в которой было много, не еврейских синагог, домов или бань, хотя еврейская община была широко представлена ​​в этой части Галиции, как в городах, так и в деревнях.

Старое, заброшенное греко-католическое кладбище в Ванькове. 2008 лет.

Путеводитель по Бещадским горам - это путеводитель по почти несуществующим реликвиям прошлого и каталогу разрушений: «... каменная куча из кирпичной церкви 1820 года ...», после Второй мировой войны деревня была полностью разрушена. Было оставлено только разрушенное кладбище с двумя надгробиями и крестом от церкви "... пустые дома были последовательно демонтированы. Церковь была снесена в 1956 году. В настоящее время здесь нет здания "; «Деревянные церкви 1865 года, из-за разрушения водоемов, были окончательно демонтированы в 1980 году»; «Также греко-католическая церковь 1888 года была разобрана в 50-х годах, и материал был использован для строительства магазина в Ропиенке»; «В 1972 году церковь была снесена под личным командованием тогдашнего премьер-министра Петра Ярошевича, а окружающее ее кладбище было разрушено с помощью бульдозера»; «В семидесятые годы на церковном кладбище была устроена детская игровая площадка, на которой расставлены качели и карусели среди надгробий» 3.

На протяжении веков проклятием этих земель был постоянный процесс искоренения и перемещения всего, что пыталось укорениться в них, и, несмотря на культурные различия, сосуществовать в гармонии. Трудно поверить, что «люди подготовили эту судьбу для людей». Так что если нет, то, может быть, Бещады?

Киркут в Лютовиске. 2001 лет.

Зная эту болезненную историю Бещад в прошлом веке, тем более печально, что процесс разрушения наследия и культурного наследия прошлых поколений продолжается в период мира и попыток примирения. Также есть много хорошего, когда дело доходит до истории прошлого, истории войны, расселения, самой Вислинской акции, польско-украинского диалога, записи воспоминаний, архивирования старых фотографий, сохранения обычаев.

Тем не менее, это плохо для традиционного ландшафта этих земель, с типичным и уникальным сельским ландшафтом. Это относится, в частности, к состоянию и внешнему виду традиционных домов и частных домовладений, а также общественных зданий - зданий довоенной школы, общих комнат, пожарных станций и элементов так называемой. Малая архитектура: старые колодцы, подвалы, ульи, заборы, хозяйственные постройки и придорожные праздники. Итак, что случилось после местного.

Итак, что случилось после местного

Здание бывшей школы в Войтковой. Построен около 1935 года.

Из года в год я наблюдаю исчезновение традиционного сельского ландшафта в районе предгорий Пшемысля, который расположен к северу от горных озер Бещады, известных туристам. Все больше и больше типичных урбанистических и странных в культурном отношении элементов, и, хотя мне очень жаль, что они кастрированы. Мне кажется, что Бещадский край сегодня находится в опасности, потому что материальное культурное наследие этих земель сохранилось не так уж много, и то, что было разрушено или разрушено, в то время как то, что в настоящее время строится или восстанавливается, обычно не относится к региональному стилю, и деревенский характер имеет мало общего.

Традиционный сельский пейзаж Бойкува, Лемко, Долиниана и Погожана


В Бещадах, длинные деревни так называемых цепи, основанные на лесных полях, простирающиеся вдоль дороги или реки, с одной или обеих сторон. Дома были размещены параллельно дороге. По сей день очаровывает живописная обстановка деревни в долинах, как будто они растут прямо с лугов и полей.

Для Бойкова, Кемкова и Долиниана были характерные однокомнатные фермы, где под крышей находился дом, комната для животных и т. Д. Детская площадка - подсобное помещение, где, например, было обмолочено зерно. Это были одномерные конструкции, в которых каждая из комнат занимала всю ширину здания. Жилая часть обычно состояла из одной комнаты, прихожей и камеры - кладовой. Конюшня и поле были на другом конце здания. Здания были длинными, иногда даже 25 метров в длину. Исключительно, Pogórzans построил зубчатые стены, где один дом и конюшня с камерой были расположены в одном здании, а в другом - сарае с подачей, а также многокамерной (Pogórzanie Zachodni). Жители Долин жили в хижинах с т.н. полость, которая была создана путем отвода передней стенки на ширину конюшни. Это позволило пройти от жилой части к конюшне, внутри здания.

Строительным материалом была еловая древесина. Дома имели бревенчатую конструкцию, то есть стены домов были выложены из балок. Бойковье покрасил их в красный и коричневый. Разрывы между балками были заполнены мхом и глиной, а затем выкрашены в белый цвет известью. Долинцы рисовали целые дома известью и ставили картины на ворота и двери. Pogórzanie обычно отбеливают переднюю стенку, а остальные окрашивают в полоски или точки. В свою очередь для лемковских заплывов были характерны синие или зеленые двери и окна.

Четвероногие крыши в Бойкуве, Долиниане и Погорзане, фронтоны с лемками - покрыты так называемыми. koskką, или узкие скрученные соломенные связки. В kemków вершины крыш были дополнительно покрыты черепицей 4.

Обсуждаемая мною территория предгорий Пшемысля преобладает русинское (украинское) население. Русские горцы, с культурой, похожей на Бойки, соседствуют с ними с юга. Но, как и положено настоящей приграничной стране, были деревни, населенные поляками, и смешанные польско-русские города, иногда с русским большинством, иногда с польским большинством.

Здесь были построены дома, как из бревенчатого дома, напоминающие дома Бойковского или Лемко Чудса, так и фахверковые дома, в которых крыша частично опиралась на видимые колонны. Типичным для предгорья Погожа было ущелье для хранения сена и соломы и каменный подвал, расположенный рядом с домом, например, в стене естественного возвышения земли.

Первоначально бревенчатые дома были расписаны глиной, позже побелены известью, иногда с добавлением синей краски. Здесь и там был обычай украшать дверь и ворота детской площадки мотивами лайма, цветочными мотивами или геометрическими фигурами. Крыши домов были переплетены, покрыты соломой, а в межвоенный период эти крыши были превращены в двускатные крыши.

Крыши домов были переплетены, покрыты соломой, а в межвоенный период эти крыши были превращены в двускатные крыши

Тадиональный дом в деревне Новоселице Козицкие; С левой стороны здания жилая часть, центральный вход - конюшня, справа - ворота во двор. Больше нет традиционных кровельных материалов. Состояние на 2008 год. Тадиональный дом в деревне Новоселице Козицкие;  С левой стороны здания жилая часть, центральный вход - конюшня, справа - ворота во двор Традиционный дом в Nowosielce Kozicki, относящийся к архитектуре Бойко. Шатровая крыша, однажды покрытая китчем. Состояние на 2002 год. Традиционный дом в Войтковой. Состояние на 2008 год.

Современный сельский пейзаж в Погоже - деревянные и кирпичные дома


На самом деле, в каждой деревне сегодня можно найти исторический довоенный дом, в котором жилая часть соединена с конюшней и с так называемой шаг. Однако чаще всего старые дома представляют собой необитаемые дома, ожидающие наследников, семейных решений или служащие складом, а также превращенные в конюшни, сараи и сараи. Рядом с ними находятся новые дома, чаще всего из кирпича, не относящиеся к региональной архитектуре.

Рядом с ними находятся новые дома, чаще всего из кирпича, не относящиеся к региональной архитектуре

Традиционная одностенная ферма. Здание в настоящее время используется в коммерческих целях, Zawadka. Состояние на 2008 год. Традиционная одностенная ферма Традиционный дом в Войтковой. Состояние на 2007 год.

После Второй мировой войны было также много интересных деревянных домов с верандами, подъездами, различными типами крыш (двускатные крыши, крыши фронтона, черепица, листовой металл или кровельная бумага) и кирпичные дома.

Архитектурно интересный дом в Новоселице Козицки. Статус за 2001 год. Архитектурно интересный дом в Новоселице Козицки Старый дом с фахверковой структурой в Войтковой. Состояние на 2008 год. Kalwaria Pacławska - великое Бещадское святилище. Деревянные фахверковые дома с аркадами для паломников, датированные 19 веком. Старый дом в Ропиенке. Старый дом в Бреликове. Состояние на 2008 год.

Архитектурные изменения в деревне


В последние годы многие здания были утеплены. Во время ремонта старых домов их высота резко изменилась. До недавнего времени деревянные сайдинговые дома накапливались, теперь их кладут кирпичом, прикрывая старые балки. Давно напоминающие дома Бойко или Лемко вырублены, и на них проводятся различные строительные работы, которые должны быть в первую очередь функциональными, но они не учитывают региональный стиль. Обычно пластиковые окна устанавливаются в деревянные дома, не похожие на предыдущие. Фасады домов теряют свой внешний вид и стиль. Далее следует эстетический и культурный рашпиль. Дома становятся мягкими, даже безобразными. Типичные городские окна в настоящее время украшены большинством старых, исторических, региональных загородных домов. Это также заслуга рынка, который не учитывает потребности клиентов с особыми потребностями, потому что современные технологии позволяют производить хорошее окно в старом добром стиле и стиле кантри?
Хотя в Бещадах нет недостатка в деревьях, а плетеные или плетеные заборы экспортируются, местные жители избегают традиционного ограждения. Коттеджи в сельской местности начинают напоминать городские поселения. Тема строительства сельского пейзажа может быть продолжена. Настоящие колодцы исчезают со дворов - журавли и каменные подвалы. Они заменены жадными миниатюрными играми-пустышками.

Они заменены жадными миниатюрными играми-пустышками

Подвал т.н. Магазинчик, старый колодец и люпин.

Уже практически нет открытого воздуха для старой кузницы или мельницы, и все же до войны их было так много, что те, кто пережил войну, а не отремонтирован, просто были уничтожены. Все реже можно встретить так называемые dylowanki - бревенчатые мосты, подвешенные над ручьями и реками. Такие мосты использовались почти на каждом поле или ферме. Меняется метод ведения сельского хозяйства, исчезает традиционное сельское хозяйство, а вместе с ним и многие сельскохозяйственные постройки, инструменты и оборудование. Щетки для хранения сена или лестничных тележек практически отсутствуют, с деревянными колесами, соломой или голубями. Жаль, что эти памятные вещи прошлого не украшают современные дворы. Они станут отличным стимулом для туристов и витрины поселка.

Brogi, типичный для ландшафта Погуж. Nowosielce Kozickie 2002.

Большим преимуществом местного ландшафта являются придорожные кресты и святыни. Жители заботятся о них, они восстанавливают исторические праздники своими силами и средствами. И большая похвала им. Было бы полезно, однако, некоторые руководства по обновлению того, что старше 100 лет, некоторые советы, если не забота о реставраторе, чьи действия в этой области просто не видны.

Часовня-усадьба XIX века в Бобрке. Статус за 2001 год. После полной реконструкции он потерял свой прежний характер.

После Бещады деревянные усадьбы и усадьбы, которые были здесь, много следов почти потеряли. Они были сожжены, подожжены, демонтированы и, как церкви Бещады - те, которые пережили беспорядки войны и национальности - были снесены в коммунистический период. Только старые деревья, особенно огромные липы, доказывают свое существование, с помощью которого были проложены подъездные пути к усадьбе или усадебным домам. В каждой деревне все еще можно найти такое место со старыми деревьями и только предположениями о том, как может выглядеть особняк и здания вокруг усадьбы.

Мемориальная доска, сообщающая о существовании усадьбы в Бреликове. Такие информационные щиты в нескольких селах были созданы в рамках Программы по созданию экомузей в Бещадах.

Старые школы, пожарные депо и комнаты отдыха, которые являются уникальным примером древней архитектуры, находятся «на земле». Нет идеи для их оживления, потому что финансовых источников, которые могли бы поддерживать как старую архитектуру, так и социальную жизнь в этих зданиях, сейчас очень много.

Поэтому меня беспокоит то, на чем будет основан сельский туризм через несколько лет, если больше не будет традиционных зданий, если ни один дом не привлечет внимание туриста, и только информационные щиты обеспечат культурную историю и наследие деревни? Ведь турист видит каменные дома обычно каждый день. А в сельской местности я хочу увидеть что-то сельское. На самом деле, агротуризм в Бещадах сегодня часто разочаровывает, потому что обычно это происходит в многоэтажных многоэтажных домах и на фермах, которые больше не занимаются сельским хозяйством или земледелием.

Вот почему уникальные места в Погоже, а также во всем Бещадах включают такие места, как, например, в Ропиенсе, где владельцы отремонтировали старый дом Лемко в традиционном стиле и домик лесника, чтобы сдать его в аренду туристам со всей Польши. Как пишут: «Нам удалось спасти от забвения даже небольшой фрагмент ушедшей эпохи. На протяжении всего периода реконструкции почти 100-летних зданий мы старались сочетать красоту региональной архитектуры с комфортом интерьера. Благодаря этому мы создали место, идеально интегрированное в ландшафт Бещад ».

Дамианова Воля. Отреставрированный дом Лемко, который владельцы сдают туристам. Картинка взята с сайта www.damianowawola.pl

Нужно признать, что сельская местность Бещад лучше всего представлена ​​сегодня в этнографическом парке в Саноке. Именно здесь, в Музее народной архитектуры, сохранились многие исторические светские и религиозные здания, которые были сохранены военными беспорядками, особенно во время действия Вислы в 1947 году и позже. Их вывозили из разных мест и устраивали на открытом воздухе, реконструируя старые деревни. Таким образом, они были спасены от дальнейшего разрушения, которое мы сейчас наблюдаем. Эта коллекция коттеджей, хозяйственных построек, церквей и часовен - впечатляет. В музее под открытым небом Санок вы можете почувствовать на мгновение, как в сельской местности. http://skansen.mblsanok.pl/a/strona.php?id=strona

Между тем, сегодня, как деревня моих дедушек и бабушек, так и многие другие деревни на этой прекрасной земле - она ​​начинает походить на тысячу других деревень в Польше. Конечно, я не хочу критиковать то, как люди ремонтируют или строят дома. Каждый делает это так, как может, сколько может и в соответствии со своими эстетическими предпочтениями. Каждый хочет иметь тепло и уют. Это понятно. Только столько сожалений о том, что сохранилось и не ценится, что никто не смотрит на старые здания как на ценность, достижения поколений и капитал на будущее. И эта сельская местность не имеет хорошей цены здесь! Ведь старое не значит отсталое, плохое и не обязательно означает низкий уровень жизни? Это может быть вопросом понимания того, что ценно в нашей среде, и, возможно, также отсутствуют юридические и финансовые стимулы со стороны местных органов власти и государственных учреждений. Потому что в этой области было бы полезно помочь обычным жителям нести бремя защиты культурного наследия. Тем более что речь идет не только о сохранении прошлого, но и о спасении капитала, что может способствовать развитию даже тематических деревень.
Но для жителей села также неудивительно, что они строят и ремонтируют не на региональном уровне. В течение многих лет культуру и культуру высмеивали и высмеивали, что было уникальным, индивидуальным, связанным с местной и этнической самобытностью, и был причинен большой физический ущерб не только здесь, в Бещадах, но, возможно, больше всего в них.

Деревня больше города начинает определенным образом заново строить свое культурное наследие и заставляет его немного ощупывать. Потому что какие образцы он должен получить? Если что-то сельское, этническое, отдельное, других высмеивают, забывают, пренебрегают? Если в самом слове деревня или фольклор мы можем почувствовать легкую иронию! Поэтому он рисует из современного города, из того, что там "модно". Это опирается на западные стандарты. Жители поселка путешествуют по всему миру на работу и приходят не только с деньгами, но и с иностранными архитектурными решениями, которые они пытаются перевезти на свою землю. И есть также посетители, которые вкладывают свои три гроши в эту архитектурную галиматиасу, возлагая на бывшие поля культур или на помещения старых ферм, садовых домиков или космополитических дворцов сложные украшения.

Пейзаж тянется вдоль дороги к лесу.

Природа и сельские сады - сила польского сельского пейзажа


Сильной стороной ландшафта деревень Бещады является их погружение в природу и естественную и разнообразную природу, еще не сдержанную до конца человеком, еще не измеренную, огороженную и рассчитанную на большую прибыль. Вы можете пойти на длинную прогулку по каменистой дороге, пролегающей через поля к очень глубокому лесу, вы можете наслаждаться видом на луга, но без изменений при любом официальном решении отключиться и не потревожиться никакими постройками, на которых лошади, коровы, овцы и большинство диких животных пасут большинство ,

Вы можете пойти на длинную прогулку по каменистой дороге, пролегающей через поля к очень глубокому лесу, вы можете наслаждаться видом на луга, но без изменений при любом официальном решении отключиться и не потревожиться никакими постройками, на которых лошади, коровы, овцы и большинство диких животных пасут большинство ,

Возвращение. Пейзаж тянется вдоль дороги от деревни к деревне.

Весной и осенью это разнообразие лесов создает красивый фон для деревень. Ели, буки, грабы, клены и березы, дикая вишня, а также многочисленные кустарники, такие как терновник или калина, переливающиеся в цвете. Богатство и разнообразие цветов и трав очаровывает с Бещадскими лугами, раскинувшимися на нежном китче. Поля изрезаны извилистыми ручьями и реками, а в канавах можно найти много интересных видов диких цветов и трав. В таинственных и ностальгических местах перемещенных деревень старые фруктовые деревья все еще цветут. Это место, где медведи приходят осенью, чтобы попробовать старые сорта яблок.

Дорога в Хошовчик.

Собственно куда ты не смотришь - это красота природы и ее интенсивность. Каждый день мы встречаем диких животных. Они приближаются к фермерам, оленям, лисам, волкам и даже медведям. Канюки, пятнистые орлы, вороны летают над головой. Бещады должны заботиться об этом природном ландшафте многочисленных лесных инспекций и лесников. Однако, на мой взгляд, много старых и красивых деревьев вырублено и вывезено в мир. Бещадские лесники, однако, защищают себя, что лесной покров в этом регионе Польши достигает 70%.

Так называемый. Стога сена.

Летом, в Бещадах, они наслаждаются видом садовых садов. Каждый домработница считает честью, что дом красочный и интересный. И это так. Домработницы обмениваются между собой семенами, саженцами и клубнями цветов. В этих садах встречаются пурпурный мальва и золотые подсолнухи, желтая рудбекия и розовые флоксы, красный шалфей, разноцветная цинния, разноцветные гладиолусы, лилии, люпины, цветы, пионы и розы. Растут местные сорта гортензии, калины и галицкой розы. Оттенок цветов дает старые липы, акации и ели. Он радует посетителей, как из Польши, так и из-за рубежа.

В качестве награды за эту работу по украшению коммуны Бещады ежегодно проводят конкурс на самый красивый сад. И есть больше победителей из года в год. Я надеюсь, что они будут противостоять тем, кто недавно начал сажать английские газоны вокруг своих домов, сажая их туями и чужеродными видами растений.

Я надеюсь, что они будут противостоять тем, кто недавно начал сажать английские газоны вокруг своих домов, сажая их туями и чужеродными видами растений

Дорога через деревню.

Но будет ли защищаться ландшафт села Бещады только природой и сельскими садами? В этом я не уверен.

Возвращение. Возвращение Луг в деревне.

Автор: Моника Мазурчак-Качмарик
Фотографии: Моника Мазурчак-Качмарик

Библиография:
1_Запомняне Бещады, Павел Кусал, Леско 2006, Введение, Бещады, что было, Анджей Потоцкий.
2_Andrzej Potocki, Bieszczadzkie Losy, Жешув-Кросно 2000, стр. 7
3_Przemyśl и Pogórze Przemyskie, Путеводитель, Станислав Кричинский, Прушкув - Ольшаница 1997
4_http: //skansen.mblsanok.pl/a/strona.php? Id = page, Этнографические районы, Музей народной архитектуры Санок
5_ Przemyśl и Pogórze Przemyskie, Путеводитель, Станислав Кричинский, Прушкув - Ольшаница 1997